О Казначействе Республики Казахстан - Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан
GK Game News - шаблон joomla Продвижение
Menu
+7 7172 718450

kk_mfrk@minfin.gov.kz
Войти Регистрация │ DOSTUP

Войти в аккаунт

Код ГУ/СКС *
Пароль *
Запомнить меня

Создать аккаунт

Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны.
Наименование ГУ/СКС *
Код ГУ/СКС *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

О Казначействе Республики Казахстан

 

 

С приобретением независимости Республики Казахстан и его последующим укреплением, постепенно росли доходы и расходы государства, усложнилась финансовая система и это требовало дополнительного контроля за обеспечением строжайшего учета денежных средств в стране.

Именно тогда возникла необходимость реформирования экономических структур и, прежде всего, государственного финансового управления.

Для решения этих задач, в январе 1994 года, при Министерстве финансов Республики Казахстан было образовано Главное управление казначейства. Это единый орган по исполнению бюджета, которому были переданы функции бюджетного управления по бухгалтерскому учету, а также методологии бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и финансовой системе. Кроме этого, Главное управление казначейства наделялось большими полномочиями, возможностью проверять министерства, ведомства, предприятия и организации на предмет целевого и разумного использования бюджетных средств, а в случае обнаружения подобных фактов – отзывать средства, используемые не по назначению.

На первом этапе создания казначейской системы в регионах, где имелись расчетно-кассовые центры Национального банка, были сформированы территориальные управления казначейства. Они отслеживали поступление бюджетных средств, и зачисляли их на счета государственных учреждений. Территориальные управления являлись юридическими лицами, имели самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях Национального банка РК.

В 1995 году Казначейством была разработана новая бюджетная классификация доходов и расходов бюджетов Республики Казахстан, соответствующая международной практике. Параллельно прорабатывалась функциональная часть казначейской системы.

Указом Президента Республики Казахстан, расчетно-кассовые центры Национального Банка были переданы в ведение Казначейства, на базе которых, был создан Бюджетный банк. Это был банк, образованный на переходный период, с тем, чтобы его подразделения и областные управления казначейства работали в тесном сотрудничестве, осваивая новую технологию обработки платежей бюджетных организаций.

Трудный вопрос, который решен и осуществлен казначейством в самом начале пути – это открытие Единого казначейского счета (ЕКС) в Национальном Банке. Благодаря разработанному Казначейством механизму проведения платежей по ЕКС ежедневно контролируется состояние бюджета: доходы, расходы, остаток денежных средств по областям, и в республике в целом.

Если точкой отсчета новой эпохи для республики стало обретение независимости, то новое время для дальнейших великих перемен и реформ отождествлялось с новой столицей суверенного Казахстана. И это действительно так, потому что во все времена, переносы столиц совпадали с началом нового витка развития в их истории. Так, в 1995 году началась работа по передислокации высших и центральных государственных органов в город Акмолу, в числе которых было и Министерство финансов Республики Казахстан. Следом, в молодую столицу были переведены 48 работников центрального аппарата Казначейства.

Проведение бюджетных реформ в Казахстане вызвало необходимость модернизировать действующую на тот момент систему Казначейства. Для этого, Правительство Казахстана провело переговоры с международными организациями о возможности выделения займа.

Так, в 1996 году было подписано соглашение с Международным Банком Реконструкции и Развития, который выделил средства для приобретения компьютеров, оргтехники, спутниковых антенн и другого современного оборудования, с помощью которых Казначейство успешно выполняло поставленные цели.

В январе 1998 года Бюджетный банк был ликвидирован, а функции кассового исполнения бюджета перешли в территориальные органы казначейства.

В 2003 году, для обеспечения единой информационной среды, органы казначейства перешли на новую информационную систему, разработанную на основе программного обеспечения ORACLE. Новая система позволила проводить действенный контроль за исполнением государственного бюджета на всех уровнях.

В октябре 2004 года было утверждено Положение о Комитете казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, в соответствии с которым, Комитету были переданы отдельные функции центрального аппарата Министерства финансов. Так расширялись функции Казначейства и его технические возможности.

Уже через год, в октябре 2005 года, представительством компании  Hewlett – Packard  от имени Всемирного компьютерного фонда, Комитету казначейства были вручены медаль и сертификат международной программы The ComputersworldHonors «Поиск новых героев» в категории «Государственные и некоммерческие организации» за успешное внедрение Интегрированной информационной системы казначейства.

Новая казначейская система была разработана в соответствии с нормативной правовой базой Республики Казахстан, и с учетом распределения ответственности Правительства и местных исполнительных органов за обеспечение эффективного и целевого расходования бюджетных средств. Система включает функциональные модули Главная Книга, Управление поступлениями в бюджет, Выдача казначейских и финансовых разрешений, Управление наличностью, Управление и контроль обязательств, Управление платежами, Интерфейс между казначейской и платежной системами, Учет активов, Учет государственного долга и кредитования, гарантированного государством долга.

Наряду с этим, Казначейство исполняет важную роль в формировании Национального фонда Республики Казахстан, а также принимает активное участие в организации Таможенного союза. Международная интеграция стран Содружеств Независимых Государств (СНГ) в рамках таможенного союза и дальнейшее сближение методологии по учету и распределению поступлений таможенных платежей позволяет в равной степени этим странам получать доходы от импорта/экспорта. Эти вопросы решаются также с участием системы казначейства, что позволяет интегрировать национальные экономики стран.

В мае 2011 года система «Казначейство-клиент» введена в опытную эксплуатацию. Многими экспертами признается, что в Казахстане сформирована лучшая в СНГ современная интегрированная информационная система казначейства. Проект модернизации казначейства получил высокую оценку экспертов МВФ, МБРР и руководителей проектов из стран СНГ, Китая, Словакии, Палестины, Монголии, США, Болгарии. Модель названа уникальной и рекомендована, как потенциальная модель для возможности распространения опыта Казахстана среди других стран.

             С целью изучения нашего опыта, в сентябре 2011 года в Астане, был проведен семинар Казначейского Сообщества PEMPAL, участниками которых стали ведущие специалисты - практики более 70 представителей из 23 стран ближнего и дальнего зарубежья, осуществляющие в своих странах реформы в системе управления государственными финансами и в органах казначейств, которые еще раз отметили эффективность и актуальность данного проекта.

С 2012 года органами казначейства начато обслуживание счетов субъектов квазигосударственного сектора (СКС), для контроля соответствия бюджетному принципу адресности и целевого характера бюджетных средств.

Придавая важное значение международному сотрудничеству в профессиональной сфере, в апреле 2013 года, подписаны меморандумы о техническом сотрудничестве между Комитетом казначейства и Федеральным казначейством России, Комитетом казначейства и Государственным казначейством Украины. Аналогичные меморандумы подписаны в 2016 году с Главным государственным казначейством Министерства финансов Республики Беларусь, а также с Государственным казначейством Венгрии.

С июля 2013 года в органах казначейства начато открытие и обслуживание счетов местного самоуправления (МСУ).  В рамках реализации 98 шага «Плана нации-100 конкретных шагов» внедрение IV уровня бюджета МСУ реализуется в 2 этапа: первый этап с количеством населения более 2000 чел. – с 2018, второй этап с 2020 года – повсеместно.

            При внедрении самостоятельного бюджета МСУ предусматривается формирование доходной и расходной частей. На первом этапе для Акимов сельских округов с населением более 2000 человек доходы будут напрямую зачисляться в бюджет МСУ.

            По распределению поступлений предполагается создание третьего этапа распределения между районным бюджетом и бюджетом села, поселка, сельского округа.

Также распределение поступлений в бюджет МСУ будет осуществляться по нормативам распределения поступлений в бюджет между республиканским и местными бюджетами в соответствии с проектом ЕБК.

Таким образом, бюджет МСУ станет полноценной и неотъемлемой частью бюджетной системы страны.

Прошло чуть более 20 лет со дня образования системы Казначейства, при этом, за этот относительно небольшой период времени, Казначейство Казахстана, как звено бюджетной системы страны прошло огромный путь становления и развития, заняв достойное и ключевое место в системе управления государственными финансами.

            Сегодня полностью внедрена Информационная система «Казначейство-клиент», которая позволяет в онлайн режиме обрабатывать огромный поток финансовых документов порядка 13 тысяч государственных учреждений. Ежедневно проводится в среднем 30 тысяч платежей, из платежной системы ежедневно поступают в среднем 40 тысяч поступлений. В конце месяца эти показатели увеличиваются вдвое. При этом время обработки финансовых документов сокращено. В частности, если раньше на обработку счетов к оплате с учетом возвратов на устранение ошибок при их заполнении в среднем уходило 4-5 дней, то с введением системы «Казначейство-клиент» это время сократилось: в 2012 году до 16 рабочих часов, с 2013 по 2016 год - до 8 рабочих часов, с 2017 года – до 7 рабочих часов, с 2018 года – до 6 рабочих часов.        

Посредством данной системы, ежеквартально, дистанционным методом осуществляется ведомственный контроль деятельности территориальных подразделений казначейства.

            Казначейство, также является активным участником осуществления перехода бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений на метод начисления.

За период своей деятельности, Казначейство показало себя перспективно развивающимся финансовым институтом, являющимся информационной основой для эффективного управления государственными финансами на всех уровнях, с жестким контролем исполнения бюджетных процедур.

Все это осуществляется благодаря грамотной и квалифицированной работе сотрудников Казначейства. На сегодняшний день, ряды казначеев насчитывает 3072 государственных служащих, из них - 145 сотрудников центрального аппарата, 188 подразделений во всех областях, городах Астана и Алматы, а также в районах и городах областного значения.

Каждый областной Департамент казначейства – это самостоятельный коллектив со своими проблемами и задачами, которые определяются спецификой их функционирования с учетом местоположения, численности проживающего населения, наличия производственной и социальной базы.

Согласно Стратегии развития Казахстана до 2030 года, интегрированная информационная система казначейства направлена на обеспечение своевременного зачисления налогов и других платежей в бюджет, проведения бюджетных расходов, эффективного управления Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами выделенными финансовыми ресурсами и транспарентности исполнения государственного бюджета. Другими словами, Казначейство успешно работает на обеспечение главной цели, поставленной Президентом страны – эффективного управления государственными финансами.

 

 

Наверх

Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан

010000. г. Астана, проспект Женис, 11.

Сайт разработан Управлением информационных технологий Комитета казначейства МФ РК

1414
По вопросам информационных
систем Казначейства

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: CTRL+ENTER

+7 (7172) 718450
По вопросам сайта Комитета казначейства 
Яндекс.Метрика